Мое собачье дело: как «Два пса» спасают и пристраивают безнадежных животных

Приморское село Краснодарского края. Отдыхающих мало. Под сложенными в стопку шезлонгами прячется Хабиб — невысокий пес с выцветшим хвостом. Как-то увязался за пожилой парой отдыхающих, это они его так прозвали. Хабиб рад ласке. За день успел пообщаться с каждым на пляже. Но, видимо, устает от общества и совсем не умеет играть: укусил корреспондента Мяч!Медиа Полину Ворон, когда она вечером попробовала поиграть с ним в палочку.

Мяч!Media
5 min readSep 14, 2021

«Животные с физиологическими или поведенческими нарушениями — это особенный способ обучения, особенный способ взаимодействия», — говорит Саша, координатор команды помощи собакам и кошкам «Два пса». В команде еще пять человек. Юля отвечает за лечение, контроль оказания ветеринарной помощи, следит за обработкой подопечных. Настя — за визуальную составляющую соцсетей и фотографии животных. Таня — за креативную составляющую, организацию встреч и мастер-классов. Настя отвечает за «Зверобот» в телеграмме — своеобразный бот-каталог животных, которые ищут дом. Аня заведует «кладовкой»: следит за полежками, домиками, мисками, чтобы они не потерялись.

«Два пса» — команда, которая помогает бездомным кошкам и собакам пройти как физическую, так и поведенческую реабилитацию, и в конечном счете найти семью. Команда работает с 2018 года и нашла новых хозяев для 21 животного, не считая помощи другим кураторам.

Слепая собачка Шерри

Людей не хватает везде: кураторов, волонтеров в муниципальных и частных приютах. Иногда они не успевают следить за всеми подопечными должным образом, потому что животных слишком много. Так случилось с Шерри. Сейчас ей около 4 лет, с 7 месяцев она была у другого куратора. Собаку не научили взаимодействовать с пространством, любой звук она воспринимала как опасность, нервная. Последние полтора года с ней работает команда «Два пса». Стало значительно лучше, но «об идеальной городской собаке речи не идет». Саша никого не винит: прежним кураторам удавалось несколько раз пристроить Шерри новым хозяевам, но каждый раз ее возвращали. Особенные собаки требуют особенной подготовки и со стороны кураторов, и со стороны новых владельцев. Может, из-за большей требовательности к себе и другим у команды «Два Пса» меньше пристроенных животных, чем у остальных, зато и возвратов меньше, и нет трагических историй.

СОБАКА ШЕРРИ. ФОТО: INSTAGRAM.COM/DVA.PSA

Все начинается с диалога. Сначала куратор общается в мессенджерах и по телефону с возможной новой семьей питомца. Оговариваются обязательные условия содержания: для кошек — наличие в доме сеток или «антикошек» на окнах, для собак — согласие на занятие с кинологом, который выбирается вместе с куратором, если это требуется; обязательная стерилизация и никакого самовыгула. «Да, все очень серьезно», — подчеркивает Саша. Это не вредность, а ответственность и необходимые меры для спокойствия животного, куратора и хозяина.

«Сейчас с ним можно тусоваться»

Это про пса Купера. Раньше он боялся прикосновений к шее и спине. «Два пса» всегда стараются выяснить историю подопечного, ведь нынешнее поведение или физическое состояние вне нормы — следствие из прошлого, которое далеко не всегда удается установить. Может быть, Купера таскали или били, но с людьми он точно жил, хорошо с ними взаимодействует. Однако были нарушены знаки предупреждения, Купер плохо сообщал о своем дискомфорте прежде, чем перейти к агрессии. Команде «Два пса» удалось с этим справиться.

«Галактика не любит, когда ее берут на руки»

Кошку Галактику окрестили дикой и, в общем, поставили на ней крест. Плохо контактировала с людьми, потом выяснились и хронические аутоиммунные заболевания. Саша считает большой победой, что теперь Галактика может прийти на руки.

Работа команды «Два пса» — это постоянное столкновение с проявлениями человеческой жестокости. Когда я спрашиваю, как Саша не теряет веру в человечество, она отвечает: «Никак». Но потом рассказывает о хороших семьях, к которым удалось определить бывших подопечных, и они стараются изо всех сил. Например, Настя сперва взяла одного из подопечных «Двух псов», а сейчас стала членом команды.

КОШКА ГАЛАКТИКА. ФОТО: INSTAGRAM.COM/DVA.PSA

Люди, которые хотят взять непростого питомца, проходят сложный путь: телефонный разговор, личная встреча с подопечным и командой, может быть, не одна и не две, обучение, создание необходимых условий. Ребята из команды поддерживают связь и навещают некоторых пристроенных животных, кого-то — раз в несколько месяцев, кого-то — чаще, если есть необходимость. «Два пса» считают животное готовым к новому дому, если оно обследовано у врача, вылечено от болезней, социализировано, стерилизовано (если позволяет возраст), чипировано, привито и, что тоже важно, у кураторов есть понимание характера подопечного. Иногда человек с размеренным образом жизни выбирает непоседливого друга или, наоборот, энергичная молодая семья хочет взять «диванного» компаньона. Тогда кураторы предложат другое животное, чтобы не случилось болезненного «не сошлись характерами».

«Они не люди, это очень важно понимать»

У собак и кошек нет в сознании категории предательства, но есть ощущение изменившегося мира. Если животное долго было в новом доме, а потом его вернули, конечно, оно будет тосковать по людям. Мир стал другим, где мои люди.

В то же время животное всегда предпочтет пусть плохую, но стабильную обстановку, новой. Поэтому ждать мгновенной благодарности от собаки за то, что ее забрали из приюта, не стоит. Она должна привыкнуть. Недолгое пребывание у новых владельцев воспринимается как своеобразная командировка.

«Недоверие — болезнь многих кураторов»

Я спрашиваю Сашу, кто больше виноват в том, что вообще есть бездомные животные: люди или город, власть? Она отвечает: «Конечно, в первую очередь люди». Власти пытаются что-то сделать, бывают удачные кейсы, было бы здорово видеть более системную реализацию имеющихся проектов. А вот устаревшие представления из серии «животное должно родить хотя бы раз, не буду стерилизовать», запускают печальный механизм. Безусловно, история комплексная. Кураторы тоже иногда не оказывают должного внимания всем подопечным. Это может случиться с каждым — выгорание, большие нагрузки. На вопрос «Как ты справляешься с выгоранием?» Саша снова отвечает «Никак». Но в соседней комнате лает собака, и Саша сразу вспоминает о тех, кого пристроила.

Приморское село Краснодарского края. Облака как скисшее молоко, вода ровная. Хабиба, который прятался в тени под шезлонгами, давно не видно. Говорят, его забрала та пожилая пара. Он пристроился сам.

--

--