Меценатство в России вчера и сегодня

В дореволюционное время купцы тратили огромные деньги на развитие науки, искусства и медицины. Благотворительность имела династийный характер. Некоторые здания столичных театров, музеев, больниц и университетов построены еще два века назад именно на частные деньги. Сегодня олигархи тоже стараются выделять средства на социальные и культурные нужды, но пока делают это в меньших объемах и скорее хаотично.

Мяч!Media
6 min readJun 7, 2021

Первые шаги

Меценатство стало развиваться в нашей стране еще с XVIII века, а настоящий размах приобрело уже в XIX веке. В те времена купцы и промышленники жертвовали миллионы на развитие науки, искусства, образования и медицины.

Одним из первых крупных благотворителей был князь Дмитрий Голицын — русский офицер и дипломат. За время поездок по Европе он собрал и привез в нашу страну коллекцию из 300 картин известных иностранных художников. А после смерти жены в 1761 году меценат организовывал на собственные средства лечебницы в России, обучал молодых врачей и студентов-медиков.

Перед своей кончиной князь завещал 850 000 руб. и собрание картин на устройство и содержание Голицынской больницы. Ее открыли в Москве в 1802 г. как медучреждение «для бедных». Сейчас там находится корпус Первой городской клинической больницы столицы.

Вообще, именно на развитие медицины особенно охотно выделяли свои деньги благотворители той эпохи. В Москве за счет частных капиталов выстроили три отдельных медицинских городка. Один около Новодевичьего монастыря включал в себя 13 клиник. Второй комплекс возвели в Сокольниках, а третий рядом с Калужской заставой. Нынешние 2-ю и 5-ю Градские, детскую Морозовскую и Первую московскую психиатрическую больницы тоже отстроили за счет пожертвований.

Траты на искусство, образование и науку

С размахом обеспеченные люди того времени тратили и на искусство. Крупный промышленник Савва Мамонтов создал Частную русскую оперу, благодаря которой открылся талант великого певца Федора Шаляпина. На деньги купца смог выставить свои полотна в отдельной галерее художник Михаил Врубель.

При поддержке Мамонтова создавались мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел. Именно он помогал создать Музей изящных искусств, который сегодня известен как Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Павел Третьяков основал знаменитую художественную галерею. Еще в 1850-х годах он начал собирать коллекцию русского искусства, а к 1881 году передал ее вместе с отдельным зданием в собственность Московской городской думы. Кроме того, Третьяков вместе со своим братом был попечителем Арнольдовского училища глухонемых детей. Для этого он приобрел большой каменный дом с садом, полностью это учреждение и его воспитанников.

Другой крупный меценат и благотворитель Гаврила Солодовников построил театр в Москве на ул. Большая Дмитровка и передал 200 000 руб. Московской консерватории. Именно этот купец совершил самое крупное пожертвование в дореволюционной России. Из своего 22-миллионного состояния Солодовников завещал 20 млн на общественные нужды: строительство женских училищ в губерниях, создание профессиональных школ, приютов для бездомных детей и многоквартирных домов для бедняков.

«Большинство этой бедноты составляет рабочий класс, живущий честным трудом и имеющий неотъемлемое право на ограждение от несправедливости судьбы», — объяснил в завещании миллионер.

Вкладывались предприниматели того времени и в образование с наукой. Золотопромышленник Альфонс Шанявский в 1905 году завещал все свои средства на создание в Москве Народного Университета, доступного для любого желающего независимо от пола, национальности, вероисповедания при самой умеренной плате. В здании того вуза на Миусской площади сейчас располагается Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).

В 1907 году в Москве создали первый российский институт, выпускающий коммерсантов с высшим образованием. Ныне это Российская экономическая академия им.Г.В. Плеханова. Большую часть средств на строительство помещений под него составили частные пожертвования московских купцов и промышленников, собранные по инициативе купца первой гильдии Алексея Вишнякова.

На деньги меценатов в ту пору открыли немало и средних специальных учебных заведений. Очень многие научно-исследовательские институты создавались и финансировались тогда тоже благодаря частным вложениям.

Московский миллионер Василий Аршинов, купец I гильдии и владелец суконной фабрики в Замоскворечье, построил и оснастил новейшим оборудованием первый отечественный частный НИИ «Каменная Земля». Под руководством его сына учреждение стало главным российским научным центром петрографии и минералогии.

Крупный вологодский предприниматель Христофор Леденцов весь свой капитал завещал на развитие естественных наук в России. Благодаря таким вложениям построили знаменитую физиологическую лабораторию при Институте экспериментальной медицины. А меценат Дмитрий Рябушинский в 1905 году построил первый в мире аэродинамический институт, который сыграл очень важную роль в становлении авиационной науки в России и мире.

Помогали целыми семьями из поколения в поколение

При этом благотворительная деятельность в дореволюционные годы в нашей стране имела династийный характер. Семейство Морозовых начинало с благоустройства жизни рабочих, которые трудились на их предприятиях. При каждой мануфактуре построили школы, училища, больницы, общежития для рабочих. В дальнейшем на деньги Морозовых в Москве построили психиатрическую больницу и открыли Московский художественный театр.

Династия Бахрушиных активно вкладывала средства в медицину, культуру и социальное строительство Москвы. В конце каждого финансового года большую часть прибыли они отчисляли на благотворительность. Больницы, детские приюты, музеи и театры — на здания под такие учреждения в столице Бахрушины тратили свои деньги.

На строительство МГУ, выплату пособий молодым профессорам и стипендий неимущим студентам выделяла деньги династия купцов Демидовых. А траты на благотворительность семейства Строгановых выросли с 1,8% от всех их расходов в конце 18 века до 23% в начале 20 века.

На что жертвуют сегодня

Современные крупные российские предприниматели выделяют средства на благотворительность через свои фонды. Одна из первых таких организаций появилась в 1999 году, ее создал олигарх Владимир Потанин. Его фонд с самого начала выбрал темы образования и культуры и поддерживает талантливых студентов, инициативных партнеров, лучшие мировые музеи. Подарки от фонда есть в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Центре Помпиду. Фонд также проводит исследования и развивает тему социальной эффективности.

Фонд другого коммерсанта Геннадия Тимченко начинался с небольшого центра помощи детям-сиротам «Ключ» и фонда помощи пожилым «Ладога», а в итоге вырос в масштабный благотворительный семейный фонд. У фонда четыре основные темы: помощь детям, пожилым, развитие спорта и культуры. Причем фокус каждой программы — на небольших и отдаленных территориях и проектах, которые не находят поддержки.

Пятнадцатилетний юбилей в этом году отметит фонд Алишера Усманова. Он тратится на развитие малых городов, помощь людям с нарушениями зрения («Особый взгляд»), социальную адаптацию детей-сирот. В сферу интересов Усманова входит помощь московскому театру «Современник», Мариинскому театру, Третьяковской галерее. По его инициативе выкуплены и переданы государству коллекция Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича, а также права на Золотую коллекцию мультфильмов студии «Союзмультфильм».

Системно занимается поддержкой культурных проектов в российских регионах и олигарх Михаил Прохоров. Есть более точечные инициативы. Культурно-исторический фонд «Связь времен» Виктор Вексельберг учредил для возвращения в Россию утраченных произведений искусства. В 2013 году в Шуваловском дворце на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге открыли Музей Фаберже — на основе коллекции, приобретенной фондом в 2004 году у наследников Малкольма Форбса.

Языком цифр в сравнении с прошлым

По данным исследования «Российский филантроп», проведенного «Сколково» совместно с банком UBS, вовлеченность владельцев капитала в благотворительность почти в полтора раза выше, чем у населения в целом. Более 90% крупных бизнесменов ежегодно принимает участие в тех или иных проектах, а у 45% пожертвования носят запланированный характер. Их средние траты на благотворительность превышают 3 млн рублей в год, но общий масштаб помощи эксперты называют очень низким: менее 1% личного состояния.

Анализируя разницу в подходах дореволюционных и современных благотворителей, издание «Милосердие.ru» отмечало, что в позапрошлом веке зажиточные россияне тратили на это больше денег. Те же братья Третьяковы не менее половины своей прибыли отправляли на благотворительность.

Несмотря на множество полезных начинаний, деятельность сегодняшних меценатов не носит системообразующий характер. В 19 веке купцы оказывали культуре, искусству и науке настоящую инфраструктурную поддержку, способствовали подъему целых культурных и научных отраслей.

Деятельность в сфере благотворительности сегодняшних крупнейших предпринимателей зачастую носит преимущественно пиар-характер, ориентирована во многом лишь на зрелищную составляющую, резюмировали эксперты «Милосердие.ru».

--

--